В качестве плавного перехода к актуальным тенденциям и проблемам вне зависимости от проектов «устойчивого развития» коснёмся состояния образования, науки и медицины.
Начнём с того, что реальная цель современной «образовательной» системы в Северной Америке и Северной Евразии как раз прямо противоположная своему названию. В рамках парадигмы 11−12-летнего обучения в средней школе (чтобы не давить на рынок труда) и болонской системы 4+2 речь идёт не о просвещении и повышении качества образования, а об оболванивании и лишении учащихся базовых функциональных когнитивных навыков, не говоря уже об академической научной традиции с её критическим восприятием реальности.
Все отрасли человеческой деятельности, призванные формировать у человека багаж знаний и культуру мышления, являющиеся необходимой основой любой интенсивной внутренней работы и, следовательно, способности к самостоятельной позиции, сознательно и планомерно деградируются, профанируются и расчеловечиваются. Мир цифровой манипуляции сознанием при помощи последних достижений когнитивных наук претендует уже не только на наши души, но и наши мозги. И прежде всего мозги подрастающего поколения, мозги наших детей. Отсюда — утрата органичного мировоззрения, дающего понимание действительности как единого целого.
По сути, для большей части так называемого цивилизованного человечества, включая Россию, культурно-образовательная катастрофа уже произошла, поскольку формальные школьные оценки фактически полностью оторвались от истинного отображения реального уровня знаний учащихся. В чести только бессовестные отчёты вышестоящим инстанциям и электронные дневники. В настоящее время человечество и подрастающее поколение стремительно утрачивают способность к функциональной обработке информации, удовлетворяясь готовыми решениями и шаблонами. Чтобы информацию обработать, её нужно хотя на некоторое время запомнить и сохранить.
Сейчас же человеческий мозг искусственно лишается тренировки к запоминанию такого количества информации, которая была бы минимально необходима для выработки элементарных мнемонических привычек. Главными их врагами являются: тестовые обучающие методики, основанные на выборе из готовых ответов; уход преподавателей от классической работы с текстом (недостаточное использование учебников или вообще их игнорирование, снижение требований к принципу «наизусть» и т. п.); снижение требований к оценкам знаний учащихся; повсеместное распространение электронных гаджетов, в т. ч. в качестве обучающего инструментария, дистанционные обучение и проверка уровня знаний. Следовательно, для формирования в органике головного мозга нормального уровня пластичности мы должны быть готовы в параллельных образовательных системах (а то и просто полностью альтернативных) поступать ровным счётом наоборот.
Дистанционное обучение 2020−2021 гг. лишь довело эту прискорбную ситуацию до логического конца. Отныне, как в «тёмные времена» прошлого или некоего будущего, описанного в блестящем романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» воспитание и образование молодёжи становится общим делом сознательных групп населения, а не частной практикой отдельных семей и уж тем более государственных образовательных систем. Последние, особенно в лице средней школы, теперь уже особо и не скрывая взяли прямой курс на дебилизацию наших детей.
О каком же качественном образовании говорят глобальные элиты в рамках концепции «устойчивого развития», если она похоронила в общем-то хорошие образовательные системы Континентальной Европы и России? А в Америке эта напасть случилась ещё 1970−1980-е гг. Отныне вся надежда только на китайских инженеров и индийских программистов…
Обращаясь к теме современной науки, отметим, что любая научная парадигма строится на базе того или иного философского мировоззрения, воплощаемого как в обывательской, так и теоретической картине мира. Собственно, даже европейская рационалистическая традиция никогда не отвергала принцип, согласно которому модель мироздания зиждется не только на эмпирических данных и их интерпретации, но и на базовых космогонических представлениях. В античном мире философское мировоззрение довольно быстро вытеснило чисто религиозную мифологию в качестве базы для научных моделей. При этом подстраивание моделей именно под философскую парадигму главным образом идеалистического толка никогда особо и не скрывалось.
Европейская наука периода Средневековья не стала исключением. Христианское богословие определяло как методы, так и выводы относительно базовых явлений природы. Даже Эпоха Возрождения не сильно изменила этот общий подход, пусть он и стал ориентироваться на наследие Античности, однако при этом ни Коперник, ни Галилей ни в коей мере не противопоставляли себя христианским идеалам, они оставались глубоко верующими людьми, стоящими на классических идеалистических позициях.
Претензии науки на исключительную ценность эмпирического знания и попытки выдать его интерпретации за объективно существующую реальность начались с Эпохи Просвещения, а материалистическая немецкая философия, позитивизм и махизм практически полностью сформировали релятивистскую парадигму, которая самым спекулятивным образом стала претендовать не некую объективность в отражении и объяснении бытия.
Ныне происходит срывание фигового листка мнимой объективности современной науки, успешно исполняющей роль служанки хозяев мирового порядка, придерживающихся вполне определённого мировоззрения. Это касается современной физики, антропологии, генетики, экономики и т. д. и т. п. Выход за рамки определённых философских моделей даже членами академического сообщества не прощается «тусовкой», распоряжающейся финансами, административными ресурсами и пиаром.
Научный поиск сделался действительно «так называемым», поскольку маргинализация неугодных направлений и экспертов стала настолько обыденным и повсеместным явлением, что сплочённости рядов современного мэйнстрима могла бы позавидовать даже пресловутая классовая советская наука. О том, что это действительно так мы теперь можем наглядно судить по событиям 2020−2021 годов, связанных продавливанием единой позиции относительно короновируса и методов борьбы с ним во всемирном масштабе. Почти ни одна крупная страна не смогла воспрепятствовать диктату ВОЗ и мировых фармацевтических гигантов. Не помогли ни собственные школы вирусологии и эпидемиологии, ни традиционные ценности и прочие скрепы, ни принадлежность к разным цивилизациям и этносам. Кроме того, несмотря на образцово показательную популярность термина междисциплинарность по факту всё делается для того, чтобы все больше изолировать друг от друга разные дисциплины и научные школы и затруднить реальный обмен мнениями между ними.
Безнравственная позиция большей части современного научного сообщества здесь налицо. Насколько это разнится с реально бескорыстной и стремящейся к справедливости научной элите XIX и даже начала XX века! Физики и химики могли пожертвовать иерархическим положением и финансовой мздой, врачи и биологи жертвовали своими жизнями, испытывая лекарства и вакцины на себе, а не на миллиардах людей, превращённых глобальной пропагандой и постоянным запугиванием в послушное стадо, историки не боялись подлинных сенсаций. Писатель и учёный действительно в своё время заняли роль священников по уровню нравственного камертона и степени влияния на мыслящие круги общества.
Сейчас же всё не просто по-другому, а ещё хуже. Статус официального учёного всё больше уподобляется роли бессовестного апологета существующего миропорядка, меняющегося вовсе не в лучшую сторону. Хотя, будем откровенны, современная наука и большинство её представителей, являются одними из главных инструментов строительства нового глобального тоталитаризма. Многие продвинутые айтишники, работающие над созданием и совершенствованием систем социальных мониторингов и рейтингов, QR кодов и прочих элементов контроля могут, конечно, уповать на то, что занимаются созданием эффективного управленческого инструментария. Однако на поверку выходит, что эти цифровые технологии используются главным образом для подавления человеческой личности, причём зачастую в «серой» законодательной зоне. Однако слабо верится, что реальные специалисты в области прикладной математики, программирования и алгоритмизации не понимают, на чью мельницу они льют сейчас воду. Медики и биологи, работавшие в нацистских биолабораториях, пользовавшиеся результатами опытов на людях, тоже пытались оправдываться, что сами непосредственно их не проводили.
Одним из важнейших актуальных научных направлений являются когнитивные технологии, развивающие прикладные знания, связанные с природой человеческого сознания на основе нейро- физиологии, психологии и лингвистики, а также исследований в области искусственного интеллекта. В инструментальном плане все они направлены на улучшение управления и манипуляции человеческим поведением и автоматизации принятия решений, требующих рационально-логических форм мышления. Крайние апологеты когнитивистики вообще считают, что человеческие суждения должны быть по максимуму исключены из рациональной сферы, поскольку «машинный интеллект» якобы с этим справляется гораздо лучше, приводя в качестве доказательств самообучающиеся нейросети, которые научились играть даже в го на уровне лучших мастеров, алгоритмы экосистем наподобие гугла, фейсбука, транспортных навигаторов, систем коммерческого краткосрочного прогнозирования типа амазона и алибабы и т. д.
Однако, во-первых, не будем забывать, что любому машинному алгоритму/интеллекту требуется внешнее целеполагание (больше прибыли, меньше времени, оптимальные нормы и т. п.), которое как раз задаётся властью в самом что ни на есть человеческом лице. Во-вторых, конечно, машина будет всё «лучше соображать», чем обычный человек, если вспомнить о том, что его умственные способности являются продуктом деградирующей системы образования. В качестве примера ограниченной эффективности алгоритмизации можно привести сотрудничество компании Яндекс в лице сервиса «яндекс-навигатор» с ведущими топливными компаниями (
источник), присутствующий вполне открыто и легально как функция автоматической заправки в этом приложении. В результате качество маршрутов яндекс-навигатора существенно ухудшилось за последние два года. Среднее количество предлагаемых маршрутов (особенно для таксистов) сократилось с 4−5 до 2-х при этом самые быстрые из них отсекаются системой автоматически. Понятно, что сделано это для того, чтобы водители чаще заправлялись и желательно с более высоким средним чеком. Вот вам и эффективность «искусственного интеллекта». Соответственно это является дополнительным фактором роста стоимости поездок, не говоря уже о квазимонопольном положении яндекс-такси на рынке.
Про оптимизацию медицины согласно либеральным методичкам было уже сказано очень и очень много. Безотносительно в целом абсурдной системы борьбы с ковидом эпидемия выявила крайнюю нехватку больничных коек и квалифицированного медицинского персонала почти во всех развитых странах мира. Плановая помощь людям с серьёзными хроническими заболеваниями была серьёзно осложнена. Медицинские чиновники, начиная с ВОЗ и заканчивая раскрученными главврачами городских больниц, при выражении своего времени на протяжении относительно коротких промежутков времени «переобувались в воздухе» как искусные акробаты и вертелись как флюгеры при штормовом ветре.
Многие крупные фармакологические компании беспринципно вытесняли с рынка более эффективные, но менее коммерческие продукты, а часто и протаскивали сертификацию препаратов, заведомо умалчивая риски, связанные с их применением. Падение уровня образования, включая медицинское, сопровождалось циничными, но часто достаточно беспомощными пропагандистскими кампаниями. При этом уровень координации действий государственных чиновников и региональных руководителей в сфере запретительных мероприятий был впечатляюще эффективным как будто чья-то невидимая рука заставляла марионетки трястись в едином ритме. Таким образом, медицинское сообщество становится таким же скомпрометированным, как и научная элита. Речь уже не идёт об авторитете, но об элементарном доверии.
Впервые за долгое время выросла глобальная смертность — с 7.6 промилле в 2019 до 7.7 промилле в 2020-м. В 2021 г. (
источник) данный показатель ожидается на таком же уровне, при этом детская смертность снижается с 28 промилле в 2020 г. до 27.3 промилле в 2021 г. (
источник). Вклад новомодного вируса очевиден, причём главным образом среди взрослого населения. Зачем тогда, спрашивается, вакцинировать детей и подростков? Но вот что любопытно. По официальному прогнозу ООН общая глобальная смертность будет продолжать расти, несмотря на «вероятное окончание пандемии» в 2024—2025 гг. (по самым пессимистичным оценкам), и к 2030 г. достигнет 8.1 промилле, а к 2050-му — 9.5 промилле! (
источник) Такое циничное расхождение между прогнозом и заявленными целями «устойчивого развития» напоминает пропаганду известных одиозных диктаторских режимов середины 20 века.
Всемирная Ассамблея Здравоохранения поставила три важнейшие глобальные цели к 2030 г. На мой взгляд им можно дать следующую интерпретацию:
— Сокращение на 50% количества детей в возрасте до пяти лет, отстающих в росте. Добавка гормона роста в «новую» искусственную еду может стать практически гарантированным делом. Не будем забывать, что и само количество детей можно постараться уменьшить.
— Снижение на 50% количества женщин репродуктивного возраста, страдающих от анемии. Естественное повышение уровня гемоглобина требует большего потребления красного мяса, но при его замене растительным и искусственным белком вероятнее всего анемия потребует медикаментозного стимулирования. Большие фармацевтические компании, как обычно, могут оказаться в выигрыше.
— Сокращение и стабилизация доли детей с избыточным весом на уровне ниже 3%, что, помимо новых стандартов пищевых продуктов, может решаться при помощи старого доброго нормирования.
Не менее любопытен доклад ООН, посвящённый антибактериальной резистентности, сделанный совместно с ВОЗ и FAO (Aantimicrobial resistance and the UN sustainable development cooperation framework, 2021), в котором содержится следующий прогноз: «К 2030 г. увеличившиеся смертность и заболеваемость из-за антимикробной резистентности и, как следствие, сократившегося предложения на рынке труда, могут спровоцировать потери мирового выпуска на уровне 1−3% с финансовыми убытками более, чем в 3.4 трлн. долларов.». Вывод — нужно увеличивать покрытие населения вакцинами от таких заболеваний как ротовирусные инфекции, краснуха, корь, свинка и гепатит B.
Уход от реальности в виртуальность с параллельным ухудшением уровня фертильности и желанию иметь детей могут быть стимулированы посредством наркотизации населения, не имеющих под собой ни однозначных медицинских оснований (обезболивание и т. п.), тем более не имеющих отношения к психологическим и духовным практикам, связанными с изменёнными состояниями сознания. Окна Овертона уже открыты, например, в развитых странах повсеместно открываются центры по предотвращению передозировок (
источник). Однако от выделения санкционированного места для употребления тяжёлых наркотиков до легализации их продажи в тех же вышеупомянутых центрах остаётся один шаг.