Фонд исследования мирового литературного и философского наследия
«судьба бытия»

Тезисы социально-экономической программы группы «Русский проект.
Экономический образ будущего»

Содерджание
1
Творчество, самореализация и новый социальный строй или исчерпание военного кейнсианства, неомальтузианство и формальная многоукладность
Перейти
2
Социально-экономическая антимечта
Перейти
3
Необходимость центрального общественного мировоззрения и философской базы
Перейти
4
Ценностные идеалы
Перейти
5
Базисные категории и необходимость новой экономической теории
Перейти
6
Тезисы социально-экономической модели
Перейти
7
Доменная экономика как переходная форма к новой экономической модели
Перейти
8
Качественные и количественные параметры социально-экономической системы. Первое приближение
Перейти
9
Интеллектуальный, научный и технологический суверенитет. Техноэкономическое лидерство
Перейти
10
Общая структура социально-экономической программы
Перейти
11
Заключение
Перейти
12
Коллектив авторов
Перейти

Творчество, самореализация и новый социальный строй или исчерпание военного кейнсианства, неомальтузианство и формальная многоукладность

Творческий труд вкупе с социально экономическим строем, способствующем всемерному его раскрытию — краеугольный камень любого хозяйственного здания. Человек в ответе за свою семью, сообщество, предприятие, страну. Но нельзя требовать ответственности от человека, занятого монотонным изматывающим трудом, вдобавок отчуждённым от его результатов. Участие в прибыли, в присвоении прибавочного продукта — достойное вознаграждение труда. Творческий труд является священным.

Несмотря на некоторое улучшение социального и экономического положения населения, в отдельных сферах за последние 20 лет с 2003 по 2023 гг., население фактически превращено в новый экономический и фискальный ресурс, а экономическая нагрузка на человека со стороны государства увеличилась многократно. Более чем в 30 раз выросли цены на коммунальные услуги (попросту говоря, квартплата плюс цены за электроэнергию и водоснабжение), а суммы налога на доходы физических лиц выросли более чем в 14 раз. Более чем в 40 раз выросли налог на имущество и транспортный налог, не говоря уже разнообразных штрафах и пенях.

Доходы населения за то же двадцатилетие выросли только в 10 раз и, даже с учётом увеличения рабочей силы с 66,3 до 76 млн чел. (+10%) понятно, что различного рода поборы с каждого из нас не компенсируются никаким приростом зарплат от работодателей и социальных выплат и льгот со стороны государства. Реальные доходы россиян в 2023 году так и не вернулись на уровень 2013 года. Данные по доходам показали, что наши с вами доходы все последние 10 лет были ниже уровня 2013 года. В отношении доходов 2014—2023 гг. можно смело называть экономически потерянным десятилетием. Реальные располагаемые (после выплаты обязательных платежей) доходы составили в 2023 году лишь 98,6% от уровня 2013 года.

Финансовое давление и присвоение человека осуществляется банками через кредитные карты, потребительское кредитование и, конечно, ипотеку. На игле займов сидит уже свыше 50 млн наших граждан, общий объём кредитов населения в начале IV кв. 2024 г. перевалил за 37,9 трлн руб. При средних ставках около 23,5% и сроке кредитования около трёх лет общий ежемесячный платёж стандартного заёмщика находится в диапазоне 30—35 тыс. руб. (почти 30−40% месячных доходов обычного российского гражданина). Средний размер ипотечного платежа (без остальных кредитов) в среднем по стране составляет 35 тыс. руб., а в городах-миллионниках он доходит до 70 тыс. руб. Ипотечные кредиты большинство граждан вернёт в лучшем случае к пенсии, а в перспективе законодательных новаций эти долги в большинстве случаев перейдут их детям, а может быть и внукам. Это также можно считать косвенным выкачиванием денег и трудового ресурса у населения со стороны государства, поскольку основная масса таких кредитов приходится на госбанки, не говоря уже о психологических проблемах в масштабах всей страны.

Под разговоры о заботе о населении и борьбе с инфляцией (около 8% годовых в 2024 году) вследствие запредельной процентной ставки в 21% годовых (не годного для борьбы с инфляцией инструмента, как показала практика) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России, стоимость коммунальных услуг в 2025 году проиндексируют в среднем на 11,9%. Тарифы на газ вырастут на 10,33%, на электричество — на 12,6%.

Доступность качественного образования и медицины не просто неравномерно распределена с точки зрения географии, уровня доходов и социального статуса, но и по большей части, является фикцией. Большинство населения в крупных городах реальные проблемы со здоровьем решает при помощи доброводного медицинского страхования или за свой счёт, несмотря на улучшившуюся оснащённость государственных медучреждений в крупнейших городах. Однако даже в этих учреждениях эффективные методы лечения и срочная госпитализация доступны только через платные услуги.

Школы у нас теперь внешне выглядят тоже неплохо — во многих замечательные компьютерные классы, спортзалы и бассейны. Но из образования исключено творчество учителя и учеников. Административное давление и всевозможное рейтингование, система ключевых показателей так называемой «эффективности» привели к образовательной катастрофе, о которой недавно докладывал Президенту Председатель СПЧ В. А. Фадеев. Да и учить некому, новые учителя — сами являются продуктом этой коррумпированной (то есть, испорченной) системы как, впрочем, и врачи. Упования на искусственный интеллект и цифровизацию, когда человека учить и лечить будут умные машины, тщетны. Отношения людей не подменяются нейросетями машин.

Фантазии о переходе на модель дорогóй рабочей силы, характерной для специфически развитых северных стран, представляются сомнительными. Практическое отсутствие в стране социальных лифтов делает непривлекательным для молодёжи честный трудовой путь, созидательное творчество.

После окончания периода стимулирования экономики посредством оборонных расходов Россия окажется в крайне неблагоприятной инвестиционной реальности. Поэтому одной из насущных задач является уже не просто предложение социально-экономической парадигмы и основанной на ней программы развития, но и борьба за её реализацию, как в своё время шла битва за территориальную целостность и изменение геополитического курса и, как сто лет назад наши предки бились за индустриализацию.

Демографическая ситуация остаётся хронической проблемой нашего общества. С 2015 по 2023 г. естественная убыль населения составила 1,67 млн человек, т. е. в среднем за год оно сокращалось на 3,9%. Нужно помнить, что народ голосует не только на выборах, но и в семье. Не видя благоприятной экономической ситуации здесь и сейчас и не имея долгосрочной уверенности в завтрашнем дне, люди отказываются от рождения детей; и одним запретом идеологии чайлдфри тут ситуацию не исправишь.

Серьёзной проблемой нашего общества является недостаточность экспертного и общественного обсуждения парадигмы развития нашего общества, его общественного строя и положения человека труда и человека-творца. Сложившееся общественное согласие во многом обусловлено внешними вызовами и традиционной приверженностью народа России идеалам государственности. Но всё это не отменяет глубокие системные противоречия, игнорирование которых в будущем может дорого обойтись. Самоустранение политических администраторов от поиска решений по модернизации общества, выхолащивание общественной науки, имитация обсуждения — всё это создаёт угрозы глобального масштаба, сравнимые с тем, как застой 1970-х годов обернулся величайшей геополитической катастрофой 1990-х.

Нарушение общественного договора в начале 90-х, до сих пор не компенсированного, сформировал острый запрос на социальную справедливость. Мы видим чудовищное расслоение общества: 1% самых состоятельных семей РФ владели 47,65% чистых богатств, а 50% бедной части россиян — всего 3,1% (см. World Inequality Database). Разница накопленных богатств выросла уже до 764 раз, тогда как при СССР была около 50. Всё это исключило из общественной жизни 80% населения, тем самым сформировав фактически новый класс — прекариат. Доля прекарной экономики — фактически «теневой» — составляет в настоящий момент около 40%, а сложившаяся экономическая система в России продолжает выталкивать лишний «людской балласт» в «никуда», тем самым пополняя прекариат. Все заявления о недостатке рабочих рук, низкой безработице, которая демонстрирует «перегрев» экономики, не имеют ничего общего с реальностью. Бесправные и послушные мигранты гораздо выгоднее для максимизации прибыли, нежели представители прекариата — граждане России.

Социально-экономическая модель, предлагаемая обществу, не может и не должна быть колониальной по факту, т. е. она не может базироваться или содержать значительные элементы повестки глобалистов (устойчивое развитие, климатическая повестка/углеродная нейтральность и ESG). Наличие отсылок к подобным конструкциям свидетельствует либо о включённости подобных программ и проектов в повестку либеральных глобалистов, либо об отсутствии собственной интеллектуальной позиции относительно позитивного образа будущего, основанного на субъектном мировоззрении и собственном практико-теоретическом фундамента. Данная доктрина и её прикладные программы и проекты фактически являются неомальтузианскими по своей сути и направлены не на решение мировых демографических проблем, а вовсе наоборот — имеют своей целью сокращение населения в пользу глобальной олигархической элиты и её обслуги в виде «золотого миллиарда».

Важнейший элемент экономической политики государства и деятельности экономических субъектов — это целеполагание. Именно в нём и содержится ответ на вопрос, а зачем, собственно, функционирует экономика, какова её цель? Даже государственные корпорации в России, не говоря о частных, сегодня имеют базовую уставную цель деятельности — извлечение прибыли. Конституционное понятие «социального государства» экономически не подкреплено. В Гражданском Кодексе и других законах, регулирующих предпринимательскую деятельность, прямо указано, что предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Цель ограничена прибылью. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, а принятие решений строится на величине капитала.

С исчерпанием эффекта первой волны импортозамещения на существующих и недавно введённых в строй производственных мощностях в связи санкционным давлением и окончанием расширенного гособоронзаказа после завершения «горячей» фазы боевых действий в полный рост встанет проблема поддержания инвестиционной динамики и экономического роста в условиях демотивирующей экономической политики в целом и денежно-кредитной составляющей в частности. Последний фактор является критическим. Согласно оценке ЦМАКП опубликованном в отчёте «О влиянии изменения ключевой ставки на вероятность корпоративных банкротств», «следствия повышения в 2024 г. среднегодовых ставок по кредиту в 1,6 раза к уровню 2023 г. — рост „зоны“ высокого риска банкротства с 5,8% до 12,5% выручки реального сектора (на 6,7 п. п.) и с 4,7% до 8,9% числа компаний (на 4,2 п. п.). Следствия возможного повышения в 2025 г. среднегодовых ставок по кредиту в 2,1 раза к уровню 2023 г. — рост „зоны“ высокого риска банкротства до 18,9% выручки реального сектора (на 6,4 п. п. к уровню 2024 г.)».

Финансовый сектор перестал абсорбировать риски производетельной экономики. По данным Центра развития НИУ ВШЭ, сводный опережающий индикатор в ноября 2024 года рухнул на 4,2%, продажи автомобилей обвалились на 24,4%. Стремительно снижается динамика инвестиций в основной капитал — в I кв. 2024 года их рост по сравнению с уровнем 2023 года составил 14,5%, во II квартале — 8,3%, в III — 5,1% при радикальном росте госфинансирования в этой области. В строительной сфере в октябре-ноябре 2024 года наблюдается стагнация и сокращение объёмов. Счёт текущих операций стремительно сокращается как из-за уменьшения экспорта, так и в связи продолжающимся бегством капитала (при этом инструменты капитального контроля, вводившиеся в I кв. 2022 года не используются). Устойчивую фактическую динамику по итогам января-октября 2024 года пока демонстрируют только обрабатывающие производства.

В погоне за средствами населения и юридических лиц, в т. ч. в целях решения задач краткосрочного и среднесрочного управления ликвидностью, банки кинулись играть в лотерею с повышением процентных ставок, всё больше напоминающую пирамиду ГКО, приведшую к дефолту 1998 г.

В подобной ситуации о творческом созидательном труде для большинства граждан России говорить не приходится. Существуют отдельные творческие кластеры в науке, ОПК, высоких технологиях и ИТ. Но основная масса нашего народа психологически и материально оторвана от результатов своего труда. Проблема отчуждения людей от труда — главное противоречие внутри нашего общества; мы видим, как она отражается в господстве псевдокультуры досуга и развлечений. Мотивация молодого поколения к труду подорвана: помимо отчуждения они явно видят, что у значительной части людей серьёзное образование и интенсивная деятельность не приводят к личному успеху, как его понимает современное потребительское общество.

Тезис же о многоукладности российского народного хозяйства не должен превращаться в оправдание существующих системных сбоев, локальных недостатков и неэффективности определённых структур и институтов, сложившихся как естественным путём, так и в результате принятия управленческих решений. В прекрасном парке у садовода действительно могут цвести все цветы, но не сорняки и чертополохи.

Поэтому настало время вернуть в общество обсуждение и основанную на нём быструю реакцию касательно фундаментальных основ нашей социально-экономической модели. Отведённый на это стратегический и тактический временной ресурс стремительно сжимается.

Социально-экономическая антимечта

Как выглядит антимечта или антиутопия, каковы её характерные черты? Что для нас неприемлемо?

Во-первых, это строго иерархизированная структура без нормальных социальных лифтов, где важнейшие для экономики и развития решения принимаются крайне узким кругом лицом, которые являются «эффективными менеджерами» и не обладают знаниями и экспертизой в предметной области. Теми, кто имеет доступ к неким «скрытым» данным, «тайным» знаниям, а точнее, механизмам согласования интересов, пусть даже в ущерб объективным физическим и общественным законам. В такой матрице нет места общественной дискуссии, есть только кастовое принятие неэффективных и противоречивых решений. Риск ошибки довольно велик, даже несмотря на все искусственные интеллекты и цифровизацию. Этакая платоновская философская верхушка, но без философов, интеллектуалов и только с такими технократами, которые думают об узких конкретных задачах без рефлексии и сложных взаимосвязей.

Во-вторых, в антиутопии контроль над ресурсами сконцентрирован у крайне узкой группы лиц (вне зависимости от структуры собственности). Эта группа не только принимает управленческие решения по их использованию, но и является рентополучателем, присваивая результаты труда, а также самих людей: их время, творчество, страсти и чаяния.

В-третьих, доступ к более или менее качественному образованию имеют лишь члены элитных групп и лишь тех выходцев из нижних старт, которые будут обеспечивать технологическое лидерство в сфере ОПК и цифровым контроля над природными ресурсами и населением. Остальные люди — лишь только ресурс, дать образование которому — «страшно» и означает «дать власть населению» — этой презренной для элиты группе, пугающей её. Ограниченная техническая элита, лишённая гуманитарного образования, становится лишь безответственным механизмом, обслуживающим задачи консервации, сохранения власти и контроля над собственностью, населением и ресурсами со стороны верхушки иерархии.

В-четвёртых, в антиутопии тезис о народосбережении является только демагогической ширмой. Как показывает практика, эффективные меры для обеспечения демографического роста не принимаются. Формируются супер-мегаполисы, в которых не возможно продолжать род, воспитывать детей духовно и физически здоровыми. Люди не размножаются в крольчатниках несмотря ни на какую риторику о традиционных ценностях. Внёдрённые по лекалам USAID шаблоны ювенальной юстиции, отсутствие поддержки родных семей на фоне высоких гонораров платных опекунов, распоряжающихся чужими детьми (в том числе и теми, чьи родители не ограничены в правах) подрывают сложившееся на фоне СВО народное согласие.

В-пятых, общество антиутопии лишено любви, аморально и глубоко несправедливо. Речь не только о социальной несправедливости, но и о юридической, и о человеческой. Доля обвинительных приговоров стремится к 100%. Количество законов и нормативных актов растёт лавинообразно, они не гармонизированы. Для их более или менее оперативного использования растут цифровые мощности, однако при этом доверие между взаимодействующими людьми и структурами практически перестаёт действовать. Всё есть единая контрактная система всех со всеми на цифровой основе. Но эта контрактная система по построению неработоспособна.

В-шестых, антиутопия — торжество социального рейтинга, которому в заложники отдана человеческая свобода. Технократия подменяет любовь к Родине лояльностью власти. Традиционно-патриотическая риторика является внешней, выхолощенной. Она есть пустословие. Люди, предающиеся ей, ещё 12 лет назад стояли на Болотной площади с ленточками цвета медицинской резины. Технократия мыслит её как инструмент обеспечения гомеостаза власти, и тем самым препятствует доброкачественному развитию. Но сéя канцелярский рациональный патриотизм, технократы пожинают иррациональные противоречия. Увы, аналитический аппарат у технократов отсутствует, и эти противоречия они потому называют «чёрным лебедем».

В-седьмых, антиутопия базируется на чудовищном экономическом давлении на население, особенно на экономически активное, работающее.

Необходимость центрального общественного мировоззрения и философской базы

Без общего национально-патриотического мировоззрения общество и составляющие его личности не могут выработать те социально-экономические моральные ценности, которым можно будет адекватно следовать.

Для решения такого сложного основополагающего вопроса необходимо опираться на соответствующую философскую базу. Сейчас её просто не существует. Бóльшая часть политологических конструкций в лучшем случае декларируют банальность вроде «за всё хорошее против всего плохого» (упомянутая многоукладность), а в худшем — представляют собой просто набор «хотелок», которые лоббируются различными социальными группами, в том числе представителями «мировой элиты», преследующими свои агрессивные цели.

Для того, чтобы национально-патриотическая идеология могла стать действительно эффективным инструментом государственной власти, она должна быть внутренне близка всем гражданам государства — руководящим органам, элите государства, среднему классу, трудовому сословию. Это значит, что такая идеология:
  1. должна учитывать интересы всех слоёв населения;
  2. предлагать бесспорные ценности, ради которых люди готовы объединиться;
  3. формировать позитивный образ будущего, ради которого люди хотят развиваться в родной стране;
  4. на базе всего вышеуказанного предлагать всему человечеству привлекательную глобальную повестку как мировоззренческого, так и социально-экономического плана.

Именно с этой точки зрения мы попытались сформировать базовый набор ценностных идеалов, на которых может основываться новая социально-экономическая модель России.

Ценностные идеалы

Стать такой-то экономикой мира, увеличить производство-потребление на душу населения, накопить такие-то резервы, нарастить выпуск там-то, улучшить что-то в таких областях — это не социально-экономическая программа в условиях смены технологических укладов. Это план работы на краткосрочном горизонте (до 3 лет).
Социально-экономическая программа обязательно должна иметь установочные принципы, следующие из цивилизационных и мировоззренческих идеалов. Они, облеченные в точные формулировки, являются кодами и предпосылками модели общества и соответствующей социально-экономической программы.
Мы предлагаем следующий набор социально-экономических ценностей, которые определяют фундамент общей конструкции:

  • Священный труд — это творческий труд, к объединению в котором поощряются свободные личности, признающие собственную уникальность, неповторимость и индивидуальность своих соработников.
  • Нравственность и справедливоцентричность в экономике (Е. Савченко, А. Щербаков): Возвращение культурных кодов в экономические взаимоотношения, преодоление парадигмы наёмного труда; высшей целью является не прибыль, как при капитализме, и не сильное государство, как при социализме, а благополучие человека как образа и подобия Творца. Общественные блага, жилище и минимальные нормы потребления доступны всем либо через гарантированный доход, либо посредством прямого распределения.
  • Единые большие общественные цели, претворяемые в Проекты развития, в т. ч. всего Человечества: термоядерная энергетика («неограниченные» источники энергии), совершенствование экосистем Земли, освоение Космоса, включая его ресурсы в общепланетарных интересах, победа над смертельными заболеваниями, научное демографическое и техноэкономическое планирование и т. п.
  • Цивилизационная, когнитивная и культурно-эстетическая субъектность и лидерство России. Это не только возможность сохранения России как самоценной самостоятельной цивилизации, но и предложение российской версии глобальных ценностной и социально-экономической повестки. Любовь к своей стране-цивилизации как основа любви к миру, а не как к инструменту политического манипулирования и окукливания внутри замкнутой системы.
  • Субъектность отечественной науки как основа технологического лидерства, направленного на разработку, поощрение и ускоренное развитие технологий, соответствующих целям и задачам нравственности и справедливоцентричности, способствующих максимальному раскрытию творческого потенциала в людях. Технологии — это проявление человека как образа и подобия Творца, источник его развития как биологического вида. Возвращение «культа» науки и знаний, научному открытию как к трудовому подвигу — самому сложному виду творчества, открытия замысла Божьего — священному труду.
  • Справедливое участие в любых результатах экономической деятельности будь то производительный труд или ресурсная рента. Интегральный коэффициент трудового участия, понимаемый как комплекс факторов (рабочее время, сложность труда, степень инновационности, производительность труда и т. п.) обеспечивает получение экономических благ сверх минимальной нормы. Это общие доходы сверх обычных. Обычная рента выделяется всем членам общества, которые могут также выделяться как цифровыми деньгами (потребительскими баллами), так и в не в монетизируемой и не в отчуждаемой форме (не продаваемое жильё, земельные участки, дополнительное образование и т. д.)
  • Признание условной природы экономической собственности, участвующей в хозяйственной деятельности экономических субъектов/агентов. Приоритет интересов общества, понятого как интегральная личность (суперорганизм), — в экономике. Конечно же, в новом укладе должен быть заложен приоритет интересов общества и государства, но не интересов социальных групп, элит, частных и внешних интересов, подаваемых как общественные. Он выражается и в приоритете общественной, государственной, коллективной, смешанной, кооперативной собственности над частной (недопустимость приоритезации последней).
  • Приоритет и стимулирование роли семьи и семейных отношений и иных ядерных доменов в экономике и трудовых биографиях: семейное, корпоративное, государственное увязано в один узел. Преодоление отрыва семьи от доходов и профессиональной деятельности. Целью, таким образом, является преодоление отчуждения человека и коллективных форм его общежития и коммуникации от процесса и результатов труда.
  • Ротация и сетевая иерархия. Осевой уклад не предполагает группу или структуру, всегда находящуюся на вершине пирамиды и всегда над другими; она требует ротации. Социальные и иерархические лифты работают.

Базисные категории и необходимость новой экономической теории

Современная западная социально-экономическая наука потерпела фиаско как в объяснении экономической действительности, так и в прогнозировании и проектировании будущего. По сути, она превратилась в узкую англосаксонскую секту, которая под маской математизации и институционализма занимается идейной апологетикой положения глобальной капиталистической элиты. Отдельные «неудобные факты», например, двойная запись, изгнаны из анализа. Время, как категория, фактически изгнано из рассмотрения. Историческое время сведено к понятию «колеи». Время будущего отсутствует в принципе. Вместо развития и жизни анализируется стационарность и мёртвая природа. Поиск истины подменяется институционалистским отрицанием истины в стиле печально знаменитого Пилата.

Об этой же проблеме, но только со стороны утраты интереса к фундаментальным знаниям пишет А. С. Панарин в своей работе «Православная цивилизация в глобальном мире»:

«Дело в том, что лишь отдельные сегменты её, способные давать быструю практическую отдачу, сохраняют смысл для людей, глухих к внеэкономическим импульсам, к зову природной и культурной спонтанности (от незаинтересованной любознательности до интеллектуального тщеславия -- этого аристократического пережитка). Огромная сфера, тяготеющая к общетеоретическим и фундаментальным знаниям, к гуманитарной и общекультурной подготовке, подпадает под подозрение и лишается финансирования».

Также стремительно деградирует и научный язык, прикрываясь фиговым листком формальной математизации и цифровизации. При этом, последняя всё больше напоминает экзерсисы позднего европейского Средневековья в худшем смысле слова «схоластика».

Недостаточность узкоспециализированного инструментария находит свой выход в росте интереса к междисциплинарным исследованиям, а также во взрывном увеличении количества теорий и систем альтернативных современной официальной науке. Гуманитарная наука, таким образом, утрачивает стабильную основу. Об этом, в частности, применительно к истории писал Илья Пригожин в своей статье «Философия нестабильности»:

«Высказанные Лейбницем утверждения принадлежат к базовому уровню идеологии классической науки, сделавшей именно устойчивый маятник объектом научного интереса, — неустойчивый маятник в контексте этой идеологии предстает как неестественное образование, упоминаемое только в качестве любопытного курьёза (а по возможности вообще исключаемое из научного рассмотрения). Но изложенная концепция вечности грешила тем, что в ней не оставалось места для уникальных событий (впрочем, и в ньютоновском подходе не было места для новаций). Материя, согласно этой концепции, представляет собой вечно движущуюся массу, лишенную каких бы то ни было событий и, естественно, истории. История же, таким образом, оказывается вне материи».

Казалось бы, выход кроется в перестройке самой научной парадигмы, которая позволила бы «пересобрать» картину мира заново. Но именно это представляется самым сложным шагом, поскольку сама гуманитарная наука детерминируется определённой идеологией в гораздо большей степени, чем науки естественные. У того же Пригожина находим:

«Так, например, закон роста энтропии был сформулирован еще в XIX в. Другое дело, что на фоне установки, исключающей время из научного описания, он рассматривался лишь как закон роста беспорядка, а установка эта являет нам очевидный пример идеологичности научных суждений. Впрочем, сегодня мы можем согласиться: наука и есть в некотором смысле идеология — она ведь также укоренена в культуре».

Таким образом, позволим себе утверждать следующее. Есть общегуманитарное знание, а не отдельные дисциплины типа социологии, экономики, истории и т. д. Социальные науки, собственно, и начинались без ярко выраженных дисциплинарных перегородок, развиваясь в рамках философии. Пройдя длинный путь специализации в виде разделения на, историю, экономику, социологию, юриспруденцию и даже психологию в некоторых её аспектах, науки об обществе вновь собираются в единое синтетическое поле.

Российской школе социально-экономической мысли (С. Н. Булгаков, К. Д. Кавелин, В. А. Кокорев, И. Т. Посошков, С. Ф. Шарапов, Д. И. Менделеев, А. В. Чаянов и др.) свойственна особая направленность экономических построений: от человека, личности, реализуемой посредством гармонизации общества в целом, включая и осваиваемое пространство.

«Человеческий» фактор — главный фактор производства. В традиции российской школы социально-экономической мысли в качестве регулятора экономических процессов и явлений выступает этика.

Этика «богатения» российской школы социально-экономической мысли строится на приоритете общества и общественного богатства. Накопление богатства принимает этический характер: необходимы только те материальные блага, которые опосредованы ценностными отношениями с обществом. Главный принцип такого опосредования — принцип «отдачи»: «отдавать больше, чем брать, работать больше, чем потреблять».

Современная социальная теория должна оперировать одновременно разными понятиями времени, адекватно описывать нестационарность, учитывать взаимосвязанность и инварианты наподобие законов сохранения.

Труд

Священный труд: возвращение уважения к труду и трудовому подвигу. В эпоху автоматизации, робототехники и искусственного интеллекта противоестественность противопоставления физического труда (работы) и интеллектуального труда стало очевидным большинству. Нужна классификация труда по вкладу полезности для общества (новую стоимость) и научная оценка его стоимости (трудовых «издержки»). Необходимо преодолеть эксплуатацию и отторжение результатов труда во всех его формах — от заниженной заработной платы, тарифного беспредела, неэквивалентного обмена и кредитного рабства до безвозмездного отчуждения интеллектуальной собственности, проявляющейся в присвоении результатов интеллектуальной деятельности (РИД).

Собственность

Признание условной природы экономической собственности, участвующей в хозяйственной деятельности экономических субъектов/агентов. Четыре вида собственности: личная, коллективная, государственная (общественная для 2-х последних), частная собственность, ограниченная временем и критериями использования (вспомогательный вид собственности). Легитимировать собственность может только труд. Земля, недра, вода — государственная собственность (находясь в частной собственности, они создают источник ренты, разрушающей хозяйственный организм).

Ресурсы

Постоянное преобразование внешних ресурсов в энергетические потребности общества и народного хозяйства с обратным использованием части энергии на поиск ресурсов. Преобразование знаний и информаций в технологии управления ресурсами, после чего технологии становятся ресурсом. Обладание технологиями определяет ресурсное развитие. Окончательное выделение информации в отдельный вид деятельности приводит к созданию ИТ.

Технологии

Основной развития народного хозяйства мы считаем реализацию новейшего технологического уклада. Образующие его базовые технологии определяют правильные производственные и распределительные отношения в стране.

Технологии определяют экономику в целом, и организацию управления, экономические отношения, в частности; влияют на отношения собственности через платформизацию транзакций экономических субъектов. Новая социально-экономическая модель должна строится на технологическом оптимизме, хотя и не по отношению ко всем технологиям.

Научный подход к управлению социально-экономическими процессами должен также реализоваться в разработке и внедрении комплексной концепции научно-технического развития РФ до 2050−20 260 годов. Наша страна должна стать технологическим лидером, обеспечивающей своё экономическое развитие главным образом благодаря внедрению и использованию передовых технологий, наряду с природными ресурсами и имеющимися технологиями. К 2050−2060-м годам доля высокотехнологичной продукции и услуг в ВВП должна достигнуть 50%, доля постиндустриальной экономики фундаментального характера (наука, образование и культура) — 30%.

Пока что Россия, несмотря на успехи в отдельных отраслях, технологически развивается недостаточно быстро, эффективно и масштабно, отставая от лидеров в ключевых сферах инноваций, особенно гражданских направленных на промышленные товары как в виде оборудования, так и массового спроса. Необходимо своевременно модернизировать технологический ландшафт и привести в соответствие ему общественное устройство, управление государством, оценку и оплату труда, сохранив и упрочив идеалы здорового консерватизма.

Платформа технологического развития

Среди всех технологий особенное значение имеют технологии управления. Ключевой генеральной технологией современности является платформа — инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие всех интересантов, направленное на совместное создание ценности. Появление платформ обусловлено бурным развитием информационных технологий, имевшим место в последние полвека. Эффективно организованная платформа позволяет разделить разные взаимодействия, позволить всем участникам сконцентрироваться на своих способностях, труде и потребностях, и при этом скоординировать совместную работу распределённых в пространстве коллективов.

Разработка новых технологий, их внедрение в производство требуют всё возрастающей концентрации ресурсов, подразумевают всё большее усложнение и взаимодействие многочисленных коллективов учёных, инженеров, технологов. Традиционные подходы типа силиконовой долины являются экстенсивными и вышли за границы своей эффективности. Поэтому в мире сейчас начинают испытывать новые управленческие технологии, особенно в области искусственного интеллекта, освоения космоса, более эффективных двигателей.

Мы считаем, что Россия может сформировать собственный ответ на этот технологический вызов, с упором не на менеджмент, как у наших партнёров, а на разработку технологий. Необходима разработка платформы, которая позволит гибко формировать проектные команды из команд разработчиков под конкретные задачи, отделить производство от разработки, загрузив дефицитное оборудование заказами и снизив простои. Разработчики-творцы должны получать достойную долю создаваемой ими прибавочной стоимости. Оборудование — это инфраструктура производства. Технологический прорыв — вот русская миссия XXI века. Концентрация производства, гибкость разработки, открытость инженерному творчеству, единство в многообразии — русский ключ к реализации этой миссии.

Цифровизация должна быть подчинена развитию материальных технологий, повышению эффективности использования ресурсов нашей земли. Не люди — объект цифрового воздействия. Высокотехнологичная продукция во всех отраслях народного хозяйства — энерго- и материалоэффективные изделия, точно направленные услуги — вот цель цифровизации. Этой же цели должно быть подчинено и функционирование финансовой системы.

Распределение и обмен

Принцип формирования домена — самоорганизация. Цель — создание локальных территориальных экономических систем смешанного типа (контурно-узловой сети экономического обмена) с социальной инфраструктурой, вовлечением граждан в экономические отношения и стимулированием творческого труда. Коллективное управление и принятие решений на принципах один участник — один голос.

Именно в этой сфере цифровые платформы станут мощным организационным инструментом. Природы домена и платформы весьма близки. И тот и другая подразумевают добровольный вход и выход и участие без ограничений в лице граждан, организаций и структур любых юридических форм.
Два других важнейших инструмента будущей системы распределения и обмена — это блокчейн и цифровые валюты (включая криптовалюты).

Блокчейн обеспечивает возможность создания безопасных и прозрачных транзакций без необходимости в личных посредниках, что напрямую влияет на традиционные банковские структуры. В свою очередь, искусственный интеллект в финансовом секторе применяется для более точного анализа данных, создания персонализированных предложений для экономических агентов и автоматизации процессов кредитования и иных форм финансирования больше соответствующих новой социально-экономической модели.

Блокчейн и протоколы предоставляют возможность осуществлять транзакции без участия центральных банков или других финансовых посредников. В то время как традиционные валюты контролируются государствами, криптовалюты функционируют в децентрализованных системах, что делает их более устойчивыми к инфляции и политическим рискам.
Блокчейн находит применение в других областях финансов, таких как контрактование (умные контракты), управление активами и даже в страховании. Умные контракты позволяют автоматизировать выполнение условий соглашений без необходимости в третьей стороне, что снижает издержки и повышает доверие между сторонами.

Государства, опережающие других по внедрению финтех-решений, получают стратегическое преимущество в экономической борьбе. Примером тому служит Китай, где активно развиваются и используются мобильные платежи, такие как Alipay и WeChat Pay, а также блокчейн-инициативы. Это позволило китайским компаниям занять ведущие позиции в сфере цифровых финансов и значительно укрепить экономику страны в целом.

Внедрение и развитие этих финтех решений в конечно итоге позволит радикально изменить систему экономического обмена как на уровне страны, так и в международном масштабе, позволит оптимизировать транзакционные механизмы и систему доступа к общественным благам, снизить влияние негативных сторон классического денежного обращения и кредитования, создать альтернативные механизмы международных расчётов.

Планирование и оптимизация

Научная организация социально-экономической системы. В соответствии с научными установками выстраивается система планирования. В целях бережного отношения к ресурсам (природным, человеческим, материальным, капитальным и т. п.) система планирования исходит из принципов оптимизации, в которых движение к каждому следующему оптимуму больше тяготеет с критерию Парето (ни один показатель системы не может быть улучшен без ухудшения какого-либо другого показателя; признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда) и, только во вторую очередь критерию Калдора-Хикса (выигрыш выигравших больше проигрыша проигравших).

Научная отечественная школа тут имеет прекрасные традиции. С. Г. Струмилин, Л. Н. Литошенко, П. И. Попов, В. И. Межлаук (создание Госплана, новые методы планирования, МОБ), Л. В. Канторович (оптимизационные матмодели), М. Р. Эйдельман, Э. Б. Ершов, С. С. Шаталин (первый в мире отчётный межотраслевой баланс в натуральном выражении по 157 продуктам и отчётный межотраслевой баланс в стоимостном выражении по 83 отраслям), Н. Ф. Шатилов, Н. И. Ведута (динамический МОБ), А. А. Богданов, А. И. Китов, В. М. Глушков (теория и практика кибернетических систем, Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации ОГАС), В. И. Арнольд («мягкие» математические модели в социально-экономических системах) — интеллектуальные лидеры прошлого. Достижения таких выдающихся учёных и практиков должны быть внедрены на новом этапе исторического и технологического развития.

Тезисы социально-экономической модели

Реализация ценностных идеалов обеспечивается следующими инструментами.

Научное управление, планирование и оптимизация

  • Подчинённое сверхзадачам управление и планирование на научной основе, учитывающей сложность и нестационарность нашего общества.
  • Построение/восстановление полного реестра (всех) научных открытий.
  • Полный бесплатный доступ к качественным общественным благам: здравоохранение, безопасность, энергия, информация и транспорт.
  • Общее управление балансом ресурсов и потребления экономики страны в целом.
  • Сочетание директивного (решения, стандартизация, нормирование) и косвенного гибкого управления (регулирования) экономическими субъектами/объектами.
  • Централизованные инвестиции для направлений, связанных с созданием и обеспечением доступа к общественным благам и единым большим общественным/планетарным целям.
  • Обеспечение эффективной внешней политики и обороны.
  • Соблюдение обязательных стандартов за исключением демографического планирования.

Система обмена и распределения

  • Постнеолическая (платформенная/цифровая) система управления обменом (в идеале преодоление жёсткого разделения труда) и цифровые деньги с учётом прав требований и обязательств на основе блокчейна.
  • Создание платформы разработки, проектирования и распределения производственных заказов.

Демография и территориально-экономическая организация

  • Демографическое и территориальное планирование, включающее литосферу, мировой океан и ближний космос.
  • Полное обеспечение населения жильём на платной (арендной) и бесплатной основе (выделение категорий лиц); частное и личное наследуемое владение землёй и недвижимостью допустимо в рамках определённых норм, а сверх этого — при условии полезного производительного использования самим владельцем.
  • Создание сети территориальных кластеров, живущих на основе полуавтономной организации, отделённой от государственно-плановой системы на следующих принципах:
  • Высочайший уровень автономии отдельного поселения: локальные энергетические установки, автономный агроцикл, использование 3D-принтеров для создания потребительских товаров и т. д.
  • Экономическая кооперация с другими подобными поселениями на сетевой основе; возможность частичной специализации.
  • Вписанность в систему общего управления балансом ресурсов и потребления и экономику страны, а также международную кооперацию с аналогичными структурами.

Собственность и негосударственные инвестиции

  • Государственная (невозможность приватизации), коллективная и кооперативная формы собственности как участвующие в хозяйственной деятельности экономических субъектов/агентов; действие частной и личной собственности сверх определённых допустимо только на конкретных в рамках одного поколения (за некоторыми исключениями, обусловленными технологической полезностью использования).
  • Для видов деятельности, не относящихся к общественным благам, — приоритет собственных инвестиций экономических субъектов/агентов.

Доменная экономика как переходная форма к новой экономической модели

Общая структура и организация

Домен[1] — как одна из основ социальной и экономической деятельности, с распределением по территориальному или профессиональному признаку. Семья — «микродомен» — её постановка в юридический формат потребительского кооператива стимулирует укрепление и развитие института семьи — основы для демографической устойчивости страны.

Единственный формат соответствующий Домену, который предполагает обеспечение потребностей общества как свою базовую уставную цель, соответствующую и Конституции Р Ф — это кооперация (в текущем Российском законодательстве речь идет, прежде всего, о Потребительской кооперации — ФЗ 3085−1 от 19.06.1992 г.), где управляет не капитал, а человек (1 пайщик — 1 голос), где обогащение приобретает свой истинный смысл: общественный достаток духовных (интеллектуальных, культурных) и материальных благ.

«Домен представляет собой естественное развитие патриархальной общины в индустриальную эпоху. Проще всего определить домен как „людей идущих по жизни вместе“. Для любой пары людей в домене легко определить, что именно их связывает, но единого правила, организующего домен, не существует», — С. Б. Переслегин.

Принцип формирования Домена — самоорганизация. Коллективное управление и принятие решений на принципах один участник — один голос. Выборная система управления Доменом: прямая и представительная (через выборных уполномоченных). Добровольный вход и выход из домена. Складочный капитал домена. Выход из домена со своей нетто частью складочного капитала. Участие в домене — без ограничений: граждане, организации любых юридических форм. Основной экономический механизм — клиринг.

Домен — основа социальной политики. Возврат к историческому мировоззрению о социальной роли домена — «там, где каждый имеет свой кусок хлеба» — т. е. домен обеспечивает безусловный базовый доход для каждого из своих участников. Общие фонды домена обеспечивают безусловный базовый доход его членов и их пенсионное обеспечение (никто не должен умирать с голоду). Формирование на основе доменов и их союзов касс взаимопомощи (с расчётно-кассовыми и сберегательными функциями), ссудной деятельностью на предпринимательские инициативы доменов (принцип — разделение предпринимательского риска), возможностью ввода вспомогательных валют для обеспечения работы предпринимательского контура.
Государство как «Домен Доменов», действующее на основе единой цифровой платформы платформ. Функции: обеспечение национальной безопасности и международные связи, здравоохранение, наука и образование, правоохранительная деятельность… Только домен на выборной основе делегирует представителей в муниципальное самоуправление, региональное управление, управление субъектов Федерации и в нижнюю палату Парламента (Думу). Верхняя палата Парламента (Совет Федерации) формируется аналогично на основе выборов среди кандидатов представленных доменами субъектов Федерации или их союзами.

Представительство в местных, региональных, республиканских и федеральных законодательных органах — почётная обязанность. Единое управление делами обеих палат Парламента обеспечивает их функционирование (включая расходы на транспорт и временное проживание депутатов) как государственного органа за вычетом материального содержания депутатов (выплата жалования), которое производится строго за счёт делегирующих их доменов или их союзов. Подотчётность депутатов, делегировавшим их доменам и их союзам.

Дума выдвигает кандидатов в Государственный Совет на основе всеобщего голосования от уполномоченных доменов. Совет Федерации согласовывает или отвергает представленные Думой кандидатуры в Государственный Совет. Избрание Главы Государственного Совета из состава его утвержденных представителей — Правителя (Президента), как высшего должностного лица страны, проводится всенародным референдумом. Правитель и Государственный Совет назначают Совет Министров (Правительство) и его Председателя, управляющего Государственным Банком, глав государственных агентств и служб. Бюджеты Аппарата Правительства и Аппарата Государственного Совета согласовываются Думой и Советом Федерации.

Государственная монополия на внешнюю торговлю и валютный контроль. Переход от индикативного к директивному планированию, межотраслевой баланс, переход на натуральные показатели в планировании. Агентство по планированию (Цифровой Госплан) представляет 5−10 летний план хозяйственного развития, который для получения статуса государственного закона, должен быть одобрен обеими палатами Парламента.

[1] Домен (социальный) — сообщество, основанное на товариществе и взаимопомощи участников. Отношения в домене строятся на следующих основных принципах:

  1. отсутствие коммерческих отношений внутри сообщества;
  2. равенство участников;
  3. добровольность.

Примеры — кооперативы, профессиональные союзы, ассоциации, товарищества и семья.

Финансы, налоги и нормативная база, собственность / жилой фонд

Разделение государственной финансовой системы на 4 группы органов:
  • факторов воспроизводства;
  • социальных потребностей;
  • природных, материальных и трудовых ресурсов;
  • науки.

Министерство финансов, в соответствии с утвержденным планом и структурой финансовой системы, представляет годовой бюджет, который также утверждается обеими палатами Парламента в качестве закона. Создание в структуре правительства агентства по материально-техническому и методо-технологическому снабжению (Госснаб) для исполнения плановых показателей в соответствии с межотраслевым балансом.

Реальная деприватизация монополий — переход к отраслевому управлению народным хозяйством. Возвращение / новое внедрение двухконтурной финансовой системы (разделение инвестиционных и транзакционных денег), вписывание главного банка страны в единую финансово-экономическую политику, преодоление узких мест двухуровневости банковской системы (за счёт цифровых денег) — полноценное использование открывающихся в связи с этим возможностей. Изменение денежно-кредитной политики с целью побороть инфляцию как избыток или недостаток денег в каналах обращения.

Превращение Центрального банка в Государственный Банк, задачей которого является способствование функционированию и развитию народного хозяйства. Отказ от коммерческих банков в современном представлении. Банковская система — это Государственный банк, отраслевые государственные банки развития, доменные сберегательные кассы и кассы взаимопомощи. Эмиссия производится только Государственным банком (в особенности с переходом на «цифровой рубль»). «Крашеные» деньги как фактор контроля денежного оборота в государственном контуре. Отказ от положительной процентной ставки как основного механизма инфляции, при выдаче денежных ссуд — только плата за расчётно-кассовое обслуживание.

Налоговая реформа: необходимо изменить принцип, переместив — базу налогообложения с добавленной отдельными предприятиями стоимости и их доходов на конечное потребление. Физические лица должны уплачивать налоги с потребления и налог на имущество. В категорию налогооблагаемого имущества следует внести акции, доли, долговые инструменты и их деривативы, Предприниматели выплачивают налог на прибыль от реализации неограниченному кругу лиц при её возникновении. Имущество складочного капитала доменов неналогооблагаемо и неприкасаемо (что и сейчас определено Законом). Государственные предприятия — прибыль (к распределению и премированию работников) — только как фактор роста производительности труда (в т. ч. за счёт инноваций технологий и изобретений). Инвестирование собственных средств в развитие средств производства должно снижать налогооблагаемую базу. Регулируемая рентабельность — подвижный элемент налога с оборота. Полный отказ от НДС для всех экономических субъектов как колониального налога и замена его налогом с оборота.

Пересмотр раздутой нормативной базы. Цифровизация позволяет выработать стандарты и алгоритмизировать основные правовые механизмы, оставив в законах принципы и понятийную часть.

Государственный жилой фонд. Предоставление жилья в найм при условии государственной службы — как часть жалованья/довольствия, исключение приватизации объектов государственного жилого фонда. Кооперативное строительство — доменный жилой фонд. Новое собственное (личное) жилье — по большей части в результате кооперативного строительства (например, за исключением наследуемого или построенного лично) при выплате участником домена стоимости жилья (ограничено только ИЖС). Отказ от ипотеки как инструмента экономического и психологического давления на граждан посредством перевода заложенного жилья в кооперативную форму. Весь построенный юридическими лицами, но не выкупленный жилой фонд передается в государственный жилой фонд.

Качественные и количественные параметры социально-экономической системы. Первое приближение

Движение в сторону новой социально-экономической модели должно иметь базовые количественные ориентиры, которых нужно достигнуть:

  1. Нормирование минимально необходимых ресурсов на душу населения и бесплатное обеспечение этих норм со стороны государства.
  2. Увеличение медианной продолжительности жизни до 80−90 лет.
  3. Разукрупнение ряда мегаполисов до 1−5 млн чел. и меньше, следуя критерию оптимума Парето.
  4. 300 мини- и средних поселений с полностью автономными энергетической системой и агроциклом к 2040 году.
  5. К 2040 году ВВП: доля высокотехнологичной продукции и услуг — 50%, доля науки образования и культуры — 30%.
  6. Общая численность населения российских регионов в текущих границах к 2050−2060 году — 260−280 млн чел., достигнутая за счёт естественных механизмов без учёта миграции.
  7. Сбалансированное планирование и управление трудовыми ресурсами. Кошмар миллионов охранников, курьеров и доставщиков не имеет права на существование.
  8. Доля чиновников и приравненных к ним — менее 0,5% населения.
  9. Численность армии — около или свыше 3 млн чел. (в зависимости от геополитической обстановки и уровня военно-технологического превосходства) Все остальные силовые структуры вместе взятые не могут превышать эту величину.
  10. Радикальное сокращение законодательных и подзаконных актов. Регулирование количества юристов и нотариусов на душу населения.
  11. Определение новых генеральных технологий, соответствующих новой социально-экономической модели и её долгосрочным целям и параметрам пунктов 1−10.

Интеллектуальный, научный и технологический суверенитет. Техноэкономическое лидерство

Типы техноэкономического лидерства:
  • Количественное: прямо и косвенно контролируемая территория, объём агропродукции, выпуск промышленной продукции, ВВП, ВВП на душу населения, количество технических переделов в экономике, объёмы государственных и частных исследований и разработок, объёмы государственных и частных капиталовложений в высокие технологии, количество регистрируемых патентов (в т. ч. на душу населения) и т. д. и т. п.
  • Качественное: лидерские позиции в сфере фундаментальной науки, качество жизни (Gross Hapiness Index), уровень и доступность общественных благ (образование, здравоохранение, привлекательность общества, его идеалов и образа жизни, привлекательность позитивного образа будущего, эффективность мягкой силы (soft power) и т. д. Нас интересует такое техноэкономическое лидерство, которое в наибольшей степени соответствует идеалам и тезисам новой социально-экономической модели и её среднесрочным и долгосрочным количественным и качественным ориентирам.

Лидерство в качественной области невозможно без комплексного привлекательного мировоззрения и собственной независимой субъектной когнитивной системы (мировоззрение, мышление, язык, образование, психологические модели и т. п.), а также лидерства в культурно-эстетической сфере. Опыт Эллады, Западной Европы, СССР (1920−1970-х гг.) и США (1950−2010-х гг.) наглядно демонстрируют особую значимость культурно-эстетического доминирования.

Техноэкономическое лидерство — производный и неотъемлемый элемент цивилизационного лидерства. Цивилизационные лидерство невозможно без целостного мировоззрения, которое транслирует обществу и миру свои идеалы и представления, выстраивая таким образом иерархию целеполагания.

Технологические аспекты народного хозяйства выстраиваются вокруг центрального идейного стержня. История человечества учит, что технологии и экономика являются достаточно гибкими механизмами, которые подстраиваются под стратегическое целеполагание и социальное проектирование — ответы на возникающие вызовы эпохи.

Переосмысление с этих позиций философии, истории, культурологии, социологических и экономических учений, юридических концепций, политических систем, а затем разработка на этой основе соответствующих научных и образовательных методик и материалов является важнейшей целью, закладывающей фундамент последующего идейно-содержательного строительства. Он должен стать основой создания позитивного образа будущего, привлекательного как для всего многонационального народа России, так и на международной арене. Без такого образа немыслимо участие в формировании мировой повестки дня. В современном глобальном мире подобный устойчивый, органичный образ является полюсом сил, вокруг которого группируются соответственно ориентированные участники мирового сообщества, которые оказываются не в состоянии предложить собственной социально-политической перспективы развития. При этом такое общегуманитарное мировоззрение и создание позитивного образа будущего сами по себе являются макроинструментами для формирования новой элиты.

Общество, сформированное на основе этой доктрины, будет обладать всеми необходимыми качествами для выработки новых системных знаний и представлений, позволяющих опережать геополитических и геоэкономических конкурентов в области понимания реальной картины мира, а также для формирования соответствующей культурно-эстетической среды, которая станет настоящей альтернативой современной массовой культуре с её установками на обесценивание подлинной духовности, культом стяжательства и насилия.

Общая структура социально-экономической программы

I. Создание системы трёх Советов, обладающих экспертными и управленческими функциями:

  • Совет по фундаментальной науке технологическому планированию и развитию;
  • Совет по демографической политике и управления трудовыми ресурсами и системой образования;
  • Совет по энергетическому планированию и развитию.

II. Разработка фундаментальной теории и прикладного инструментария для описания, понимания и программирования социально-экономических процессов и реализации проектов

(детализация в процессе разработки программы)

III. Создание системы подготовки кадров для новой социально-экономической модели:

  • Фундаментальные направления: академические учёные исследователи, кадры для высшей школы; практические управленцы и планировщики (для системы трёх Советов); преподаватели для преподавателей (из вышеперечисленных областей) / подготовка и переподготовка кадров; студенты вузов.
  • Прикладные направления: кадры для прикладных факультетов и кафедр вузов; преподаватели в сфере классического среднего и профессионально-технического образования; подготовка и переподготовка госслужащих;
  • Направления реформирования всей системы образования.

IV. Создание системы и органов «цифрового госплана» в соответствии со структурой трёх Советов:

  • энергоразвитие и энергобаланс;
  • трудовые ресурсы;
  • планирование создания общественных благ;
  • планирование строительства обеспечения жильём;
  • планирование транспорта;
  • планирование обеспечения продовольствием;
  • планирование базовыми потребительскими товарами и бытовыми услугами;
  • инвестиционное планирование;
  • планирование отраслевой и межотраслевой кооперации;
  • планирование в сфере информационных технологий;
  • разработка и свод единого плана социально-экономического развития.

V. Разработка реформы конституционной и законодательной базы

  • Закрепление социально-экономических ценностей в важнейших нормативных документах;
  • разработка нормативной базы под систему трёх Советов;
  • совершенствование законодательства о собственности и юридических лицах:
  • реформа систем муниципального управления;
  • радикальное сокращение нормативных актов, сдерживающих социально-экономическое развитие и творческий труд или не влияющих на эти процессы позитивно.

VI. Разработка инфраструктурных проектов подчинённых единому плану социально-экономического развития

(детализация в процессе разработки программы)

VII. Разработка плана по созданию новых производственно-логистических мощностей в соответствии планом разработки и внедрения новых технологий (детализация в процессе разработки программы)

(детализация в процессе разработки программы)

VIII. Разработка плана реформирования финансовой системы и создание новой системы обмена и кооперации (детализация в процессе разработки программы)

(детализация в процессе разработки программы)

IX. Разработка плана развития и управления природными ресурсами

(детализация в процессе разработки программы)

X. Разработка плана системы фондирования инвестиций и общего инвестиционного плана

(детализация в процессе разработки программы)

XI. Разработка системы оптимизационных моделей и корректировка планов после их пропуска через эти оптимизационные фильтры (детализация в процессе разработки программы)

(детализация в процессе разработки программы)

Заключение

Внешние и вызовы и собственные внутренние структурные ограничения ставят перед страной необходимость перехода на социально-экономическую модель нового уровня. То, что было приемлемо для сырьевой экономики или для экономики, ориентированной на ОПК и импортозамещение, не работает с точки зрения построения такого общества, которое соответствует нашим ценностям и идеалам, и долгосрочными целям.

Как мы и показывали выше, пробуксовка, а в ряде существенных моментов и системные практически непреодолимые барьеры ярче всего проявляются в демографической ситуации и отсутствии возможностей безинфляционного роста предложения товаров и услуг на новой технологической базе.

Поэтому разработка иных концепций понимания общества, новых социально-экономических моделей, резонирующих с кодами и духом русской цивилизации, становится насущной потребностью. Исторического времени для их внедрения осталось не так уж много. Надеемся, что эта идея откликнется в сердце и разуме государственных деятелей, народных избранников, представителей крупных и не очень экономических структур, экспертных сообществ и т. д. и т. п., вызвав к жизни целенаправленный труды в этом направлении.

Коллектив авторов

Президент Фонда «Судьба Бытия», к. э. н.

В. В. Инюшин

Кандидат экономических наук, член «Новой экономической ассоциации»

А. В. Бархота

Член правления Союза потребительских обществ «РУСЬ»

Р. Х. Давлетбаев

Доцент Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ, Физтех, к. ф.-м. н.

С. А. Копылов

Вице-президент Фонда «Судьба Бытия», философ, художник

Т. А. Решетов

Член правления Союза потребительских обществ «РУСЬ»

И. И. Смуров